Как праздновали Пасху в разных странах мира
Пасхальная неделя подходит к концу. Мы собрали самые интересные истории о том, как по всему миру радовались Воскресению Христову: настоящее распятие с гвоздями, торжественное шествие шахтеров, окунание девушек в холодную воду и не только.
Ватикан, а вместе с ним и вся Италия, встретили пасхальные праздники молитвой Папы Римского Франциска, распростершегося на ковре в просторном кафедральном зале знаменитого собора Святого Петра. Вся неделя на Апеннинском полуострове прошла со спокойным достоинством, следуя за понтификом, который то омывал прихожанам ноги, то возглавлял факельное шествие вокруг Колизея.
Испания, одна из наиболее верующих стран Европы, отмечала Пасху многочисленными траурно-праздничными костюмированными шествиями, привлекающими в страну немало гостей из зарубежья. Причём от вида этих шествий какой-нибудь чернокожий американец вполне мог бы лишиться чувств. Шутка в том, что главными действующими лицами пасхальных парадов являются члены разнообразных католических братств, которые рядятся в костюмы с высокими конусообразными колпаками, сильно напоминающими одеяние Ку-клус-клана. Благо, среди них имеется определённая цветовая дифференциация (каждому братству – свой цвет), но есть, конечно, и полностью белые одеяния.
Шествия проходят в течение всей пасхальной недели во всех концах Испании, в больших и малых городах, и в крошечных деревушках. Но больше всего верующих и просто туристов (порядка миллиона человек) собирает шествие религиозных братств в Севилье на Страстную пятницу. Самое многочисленное и разношёрстное, оно впечатляет особым мистическим лоском с оттенками темного Средневековья: молчаливая процессия с факелами, статуями Иисуса и Девы Марии, крестами и фонарями босиком или в самодельных кандалах на ногах следует под бой барабанов и траурную музыку. От такого зрелища действительно гарантированы мурашки по коже, даже если вы не религиозный христианин и не афроамериканец начала прошлого века.
Шествиями, однако, несколько иного рода, отмечает пасхальную неделю и другая самая католическая страна Европы – Польша. Там люди просто ходят длинными крестными ходами, если, конечно, речь не о шахтёрах из средневековых соляных копей в Величке. По знаменитой соляной шахте, давно превращённой в привлекательный туристический аттракцион, в Страстную пятницу шагают люди в выходных мундирах горняков, сжимающие в руках распятие и аутентичные фонари. Следуют они к соляной скульптуре Папы Римского Иоанна Павла Второго в подземной часовне – уникальное расположение и достоинство церемониала делают эту традицию одной из самых интересных и необычных в мире.
Особой популярностью во всём мире пользуются творящиеся прямо на улицах театрализованные представления, изображающие мучения Христа перед распятием. Сюжет везде примерно одинаковый: человек, облачённый в одеяние Иисуса, тащит по улице крест и молча терпит измывательства толпы, переодетой в костюмы римских легионеров. Но, несмотря на общую классическую фабулу, религиозные представления по своей форме могут очень сильно отличаться. Например, то, что проводится в столице Румынии Бухаресте, отличается особым натурализмом: прекрасно исполненные костюмы, хорошие актёры на всех позициях. Может сложиться впечатление, будто смотришь в реальности скандальный фильм «Страсти Христовы».
В столице отнюдь не европейского государства Нигерии Логосе, где, тем не менее, чуть меньше половины населения являются христианами, от постановки страданий Христа веет духом местечковой самодеятельности. Тут и крест, который явно не смог бы выдержать вес человека, и сделанные на коленке костюмы легионеров, чьи образы подкреплены чудесными картонными копьями. Но именно эта непосредственность придаёт действу определённый шарм почти детской искренности, чем привлекает на постановку не только массу местных верующих, но и некоторое количество туристов.
Заканчиваются такие постановки, будь они проведены на улицах Мехико или Франкфурта, одинаково – символическим распятием, когда актёра в образе Христа привязывают к тому кресту, который он целый день таскал на себе. И только на Филиппинских островах считают, что симуляция страданий Иисуса на кресте – это для слабаков и вообще не богоугодное дело. Поэтому там добровольцев в Страстную пятницу прибивают к крестам по-настоящему – внушительными трехдюймовыми гвоздями. Традиция, зародившаяся в небольшой деревушке Санта-Люсия, к северу от Манилы, в пятидесятых годах прошлого столетия стала визитной карточкой пасхальных праздников в этой католической стране, окружённой океаном и иноверцами. На прошедшей неделе свидетелями настоящего распятия стало более 10 тысяч местных верующих и приезжих туристов, а роли Иисуса исполнило девять человек – восемь филиппинцев и один датчанин.
Среди них был и знаменитый местный художник, 51-летний Рубен Энаже, позволяющий прибивать себя к кресту каждый год на протяжении 29 лет подряд. По его словам, он восходит на крест не только из-за благодарности к Всевышнему (перед первым своим распятием художник пережил падение с крыши и чудом не расстался с жизнью), но и для того, чтобы показать свою позицию активного христианина. «Официальная церковь осуждает то, что мы здесь делаем, но на пасхальные праздники предпочитает отсиживаться по домам», – отвечает он критикой на критику традиции перед тем, как громадный гвоздь войдёт в его ладонь. Крест поднимут, а через несколько часов Рубена и остальных «Христосов» вернут на землю, оказав медицинскую помощь.
Не менее серьёзное впечатление на зрителя оказывает и другая традиция, после которой любой турист может составить впечатление о Филиппинах, как о стране отъявленных мазохистов. Шутка в том, что здесь верующие продолжают практиковать самобичевание, предаваясь ему прилюдно в Великий четверг. Дело происходит в городке Сан-Фернандо (севернее Манилы) и деревушке Мандалуйонг (к востоку от столицы), где по улицам с капюшонами на головах и оголёнными торсами бродят стайки босоногих мужчин, сжимая в руках плётки, заканчивающиеся «метёлкой» из металлических цепочек. Этими приспособлениями достопочтенные филиппинские католики что есть силы хлещут себя по спинам, оставляя на телах жутковатого вида кровоподтёки и постоянно вознося молитвы.
Бичеванием в Страстную неделю занимаются мужчины не только на Филиппинах, но и в крошечных деревушках вполне цивилизованной Словакии. Только, если на островах верующие высекают сами себя, то хитрые словаки секут исключительно женщин. Благо, сегодня этот шовинистский ритуал носит скорее церемониальную функцию – тут и розги мягче (сплетённые из ивовых ветвей), и лупят для вида. А вот обливают словацких дам, облачённых в народные костюмы, ледяной водой из вёдер вполне всерьёз, или даже с гиканьем кидают в реку. Старый народный обычай берёт своё начало ещё в дохристианские времена, умудрившись под давлением официальной религии не только выжить, но и сплестись с ней в единое целое.
Невозможно, рассказывая о пасхальных праздниках, не упомянуть Израиль, Землю Обетованную. Там все прошло чинно, мирно, именно так, как и полагается, среди толп паломников различных конфессий, пришедших сюда со всего мира с намерением поклониться священным местам и реликвиям, и под радостное приветствие снизошедшего благодатного огня.