Как создаются венецианские гондолы
Романтически настроенные пассажиры рассекающих волны венецианских каналов гондол даже не догадываются о том, как и кто именно делает знаменитые лодки, ставшие одним из символов города на воде. Об этом ремесле на границе с искусством мы и расскажем.
Туристическая привлекательность итальянской Венеции бесспорна. Этот город – мечта любого человека, имеющего страсть к путешествиям, и отнюдь не только благодаря знаменитому Венецианскому карнавалу и другим не менее привлекательным фестивалям. Все они только подчёркивают непередаваемую атмосферу города, формируемую изящной архитектурой эпохи Возрождения и извилистыми улицами-каналами, по которым снуют туда-сюда элегантные лодки-гондолы и разносятся песни баркарола, исполняемые гондольерами. Не прокатившись с ними не познать Венеции.
Но катающиеся в сумерках по венецианским каналам под пение гондольеров счастливые туристы, влюбленные друг в друга и в Венецию, редко задумываются о том, что, если бы не кропотливый труд всего лишь нескольких десятков человек, не видать бы им этой радости, как собственных ушей. Кропотливая и искусная работа тех, кто создаёт эти лодки, являющиеся одним из символов «города-рыбы», как правило, остаётся за пределами наблюдений даже самых внимательных и ответственных туристов. Забредший во двор, примыкающий к каналу, где располагается верфь, путешественник скорее всего развернётся и вернётся на маршрут из путеводителя – неприглядное кирпичное строение времён Возрождения, кашляющее дымом из трубы, и пара хлипких сарайчиков навряд ли со стороны покажутся чем-то любопытным. А, между тем, именно так выглядят обе верфи города, на которых создают, возможно, самую романтическую вещь на Земле.
Сорокавосьмилетний плотник, или, как их тут называют, ремери, Лоренцо делла Тоффола, возглавляющий верфь Сан Тровазо, отсутствию туристов, наблюдающих за трудом его команды, даже рад – никто не путается под ногами и не мешает работе. А понаблюдать там действительно можно много за чем, хоть документальное кино снимай. Лоренцо ответственно заявляет: «Мы работаем в старом стиле. Всё делается только вручную». По сути дела, их работу можно называть даже не сооружением гондолы, бизнесом, а самой настоящей исторической реконструкцией, сохранением культурного достояния в его первозданном виде – даже инструменты команда Сан Тровазо использует только аутентичные. Можно утверждать, что из этой верфи гондолы выходят точь-в-точь такие же, какими они получались сотни лет тому назад.
А вот для Роберто Трамотина, владельца второй верфи в городе, чья семья делает гондолы с начала девятнадцатого века, создание знаковых венецианских лодок – это скорее предпринимательская деятельность. Он не чурается использовать в деле хотя бы электрические инструменты, но даже так от получения заказа и до спуска гондолы на воду проходит более двух месяцев кропотливой работы. Вознаграждение существенное – новая лодка стоит почти пятьдесят тысяч евро. Однако в Венеции насчитывается всего 433 гондолы (в годы расцвета Венецианской республики их было около семи тысяч), служат лодки долго, поэтому для обеих верфей создание одних из символов города на воде скорее побочное занятие с точки зрения бизнеса, но основное – со стороны личного интереса.
Со стороны гондола выглядит, конечно, чем-то красивым, чем-то обладающим редким итальянским изяществом, совершенством линий, но навряд ли чем-либо сложным в своей конструкции. Дескать, лодка как лодка. Но это впечатление обманчиво, на деле создание венецианского кораблика является работой более чем сложной. Шутка ли, но каждая гондола состоит из двухсот восьмидесяти составных частей, каждая из которых должна быть исполнена с величайшей аккуратностью. Несколько лишних миллиметров могут свести все труды на нет – и работу над деталью придётся начинать заново. Длина лодки – ровно одиннадцать метров и пять сантиметров, ширина – метр сорок, длина обвода левого борта ровно на двадцать четыре сантиметра больше, чем правого (это условие необходимо для управления одним веслом). Сантиметр влево, сантиметр вправо караются расстрелом. С середины прошлого века венецианская гондола признана культурным достоянием Италии и любые вольности в её конструкции строго-настрого запрещены властями, а за исполнением канонов внимательно следят контролирующие органы.
Следят не только за размерами, но и за тем, чтобы в двухстах восьмидесяти составных частях гондолы использовались строго восемь различных сортов древесины – дуб, орех, вяз, липа, вишня, лиственница, пихта и красное дерево. Равно как и за тем, чтоб после сборки гондолы её ходовую часть полностью покрывали специальным чёрным лаком – со стороны может показаться, что плотники просто промазывают дно лодки дёгтем, чтобы не протекало, но на самом деле эта жидкость изготавливается по старинному рецепту на основе извести. Но сбор каркаса гондолы и покрытие её лаком – это только основная часть работы, ещё остаются детали, без которых гондольер просто не сможет вести туристов по узким венецианским каналам. И самая важная из этих деталей – форкола, замок для весла, каждый из которых является уникальным произведением искусства. И это не просто красивые слова – форкола изготовляют индивидуально, под каждого конкретного гондольера с учётом его роста и гребных потребностей.
И делают его соответственно – тщательно выбирается ореховое дерево нужной высоты и диаметра ствола, из него берётся строго определённая часть, не слишком близкая как к сердцевине, так и к коре, после чего заготовка выдерживается в течение нескольких лет. Далее специальным топориком из куска дерева вытёсывается заготовка, которую снова отправляют на годовую выдержку – это придаст форкола необходимую прочность. Спустя год из заготовки при помощи специальных инструментов («fero a do maneghi», лезвия с двумя ручками различного размера для разных этапов работ), собственно вытачивается форкола. Последний штрих – нанесение специального лака на основе полироли и керосина, который придаёт замку окончательный вид и дополнительную прочность. Столько работы на такую маленькую деталь уходит не просто так – именно за счёт конструкции форкола и осуществляется полноценное и очень точное управление гондолой при помощи восьми положений для всего одного весла.
Другая важная деталь гондолы, которая на первый взгляд кажется всего лишь украшением – это ферро, металлический (исторически латунный, хотя позволяется и сталь) изящный набалдашник на носу лодки. Он не только служит противовесом гондольеру и дополнительной защитой при столкновениях, при помощи ферро также определяется высота мостов и возможность прохода под ними на гондоле. Да и красив он не просто так – полдюжины выступов символизируют шесть районов прекрасной и утончённой Венеции. Венеции, на воду каналов которой после месяцев кропотливого труда со всем вниманием к деталям ремери в нескольких поколениях могли спустить точно такую же гондолу, которую столетия назад спускали их далёкие предки. И всё ради того, чтобы вы могли просвети незабываемый вечер на прогулке в одном из символов Венеции по её узким средневековым переулкам-каналам, слушая традиционные песни гондольеров.