Как происходит нашествие викингов на Шетландские острова
Эпоха викингов минула многие столетия назад, но эти суровые скандинавские воины до сих пор ежегодно устраивают набег на Шетландские острова, принадлежащие Шотландии. О том, почему и зачем это происходит и чем впечатляет, мы сегодня расскажем.
Фото: Carl De Souza, AFP
Из предрассветной дымки над морскими волнами, бьющимися о берега шотландского острова Мейнленд, показывается вытесанный в форме дракона нос драккара (ладьи викингов), на котором возвышается фигура воина в рогатом или крылатом шлеме. Он воинственно размахивает здоровенной секирой и угрожающе прикрикивает, словом, ясно даёт понять о своих недобрых намерениях захватчика. Дескать, трепещите, Шетландские острова! Мол, бойтесь, мирные жители Леруика! Это – ярл (вождь викингов), выбираемый на демократическом собрании организаторов и активистов праздника Ап Хелли Аа, среди которых он должен провести не менее пятнадцати лет, – в «бой» своих людей должен вести только опытный и надёжно проверенный воевода. И он не просто ярл отряда викингов, отправившегося к Мейленду, а один из многочисленных героев древнескандинавских легенд (каждый год – новый) или даже бог Асгарда, ведущий будущих обитателей Вальхаллы за собой. А ещё он полицейский или почтмейстер, продавец из магазина или страховой агент – обычный горожанин Леруика, подданный Британской короны.
Фото: David Cherskin, paimages.co.uk
Фото: David Cherskin, paimages.co.uk
Несмотря на то, что на первый взгляд может показаться, будто традиции празднования Ап Хелли Аа нисходят рогами на шлеме ярла в дремучую древность, история фестиваля берёт своё начало в девятнадцатом веке. Именно тогда вернувшиеся с полей сражений наполеоновских войн выжившие солдаты британской армии принялись рядиться скандинавскими воинами при отмечании завершения сезона Юла (рождественских праздников в Шотландии). В воинственных нарядах они катали по улицам города Леруика и сёл Шетландских островов горящую бочку дёгтя на санях. Из-за опасности пожаров к 1874 году подобное развлечение было запрещено. После этого местное население немного пораскинуло мозгами и начало устраивать более безопасное и подконтрольное факельное шествие, первое из которых прошло в 1876 году, а через пять лет обрело сегодняшнюю дату проведения – последний вторник января.
Фото: Jeff J Mitchell, Getty Images
Фото: Andy Buchanan, AFP
Первым на землю ступает ярл, а за ним следует его дружина. Самые опытные и сильные войны, познавшие немало битв, которые на самом деле седобородые дедушки, дети с игрушечными секирами и воинственно выглядящие дамы. То есть, родственники и хорошие приятели ярла, его коллеги по работе, словом, милейшие люди. Не встречая сопротивления, они быстро передают Леруик под власть захватчиков, что последние отмечают вальяжным шествием по улицам горока. Разумеется, распевая песни, гордо демонстрируя своё оружие и доспехи и заглядывая в местные кафе выпить чашечку кофе или чая. Шетландские острова снова оказываются во власти викингов, как часто оказывались в раннем средневековье.
Фото: David Moir, Reuters
Фото: David Cherskin, paimages.co.uk
Это не историческая реконструкция. Как несложно заметить по рогатым и крылатым шлемам, которые викинги никогда не носили, по причудливым формам секир, которыми вряд ли можно было бы воевать, исторической достоверности в облачении участники Ап Хелли Аа следовать не пытаются. Наоборот, многие трудятся над тем, чтобы сделать свои доспехи и вооружение как можно более гротескными, даже комичными, карикатурными. Хотя, конечно, некоторые стараются делать их более или менее реалистичными. Но всё-таки местными жителями «нашествие викингов» воспринимается в первую очередь как очень весёлый, несерьёзный праздник, отмечая который вполне можно позволить себе некоторую вольницу. Но сама подготовка к фестивалю – это дело серьёзное, степенное, требующее повышенной внимательности. В преддверии Ап Хелли Аа в разных уголках Леруика можно заметить сосредоточенных седовласых людей, с достоинством перебирающих свою сбрую или ждущих, пока на голове или в бороде им не заплетут косички. Драккар, которому суждено стать центром праздника, начинают сооружать сразу же после окончания предыдущего Ап Хелли Аа и делают этого старательно, основываясь на исторических чертежах, но проявляя при этом и собственную фантазию.
Фото: Andy Buchanan, AFP
Фото: Andy Buchanan, AFP
Апогея зрелищности и какой-то особой мистической составляющей шествие достигает с заходом солнца. Частью парада становится драккар, а процессия, участники которой зажигают факелы один за другим, постепенно превращается в чарующий хоровод огней вокруг корабля. Ряженые викингами распевают традиционные песни во славу Шотландии и Шетландских островов до тех пор, пока накал праздника не делает очевидным предвосхищение чего-то значимого, какого-то надрыва, который должен неминуемо наступить. И он наступает – вот первый факел летит в ладью, за ним ещё десяток, ещё, и ещё. Каждый «викинг» из местных жителей, несущий в руке полыхающее пламя, отправляет его на борт судна.
Фото: David Cherskin, paimages.co.uk
Фото: Andy Buchanan, AFP
Драккар вспыхивает и разгорается, симулируя древний скандинавский погребальный обычай для вождей и знатных воинов, вот только объяснить, что именно так символически хоронят граждане Леруика (и ещё десятка деревень Шетландских островов, где проводится Ап Хелли Аа с меньшим размахом), не может никто. Ладья выгорает, а слегка подкрашенные сажей люди в костюмах неистовых воинов древности, оказавших на эти места колоссальное культурное влияние, отправляются в выделенные залы (любое просторное помещение) для продолжения банкета. И в каждом из них они разыгрывают небольшое сюжетное представление по мотивам древнескандинавских саг, и, конечно же, поют и пляшут до утра. Прекрасное завершение одного из самых необычных и примечательных фестивалей Европы. За Одина!
Фото: David Moir, Reuters