Как добывают нефть, золото и уголь голыми руками
Если вы думаете, что добыча полезных ископаемых в наше время – дело исключительно гигантских корпораций и область применения высоких технологий, то очень удивитесь, прочитав наш рассказ о том, как в Азии они добываются фактически голыми руками.
Годы военной диктатуры в Мьянме сделали свое дело – четверть населения страны, по сравнению с другими государствами региона необычайно богатой полезными ископаемыми, живёт за чертой бедности. Бедны по мировым меркам здесь даже те, кто добывает из недр драгоценное в нашей углеродной цивилизации чёрное золото. Конечно, речь не идет о сотрудниках международных корпораций, что добывают нефть на шельфе, – эти товарищи в любой стране хорошо зарабатывают, мы про людей, что качают её в глубинке собственными руками.
Для того чтобы стать владельцем нескольких нефтяных скважин в Мьянме, достаточно располагать скромной по мировым меркам (но громадной по здешним) суммой в тысячу долларов США. Именно столько стоит местным крестьянам право добывать чёрное золото на фермерской земле. При условии, что каждую из скважин почти стометровой глубины они пробурят сами. Современные буровые установки, копающие недра Сибири, босоногим «нефтяным магнатам» из импровизированной деревушки вблизи городка Минла в центральной части Мьянмы даже и не снились. Всё необходимое оборудование, начиная от буров и заканчивая насосами на простой лебёдке, создаётся ими собственными руками. Выглядят эти конструкции ненадёжно, даже жалко, но местные жители понятия не имеют, что где-то добыча нефти – это высокотехнологичный процесс. Они просто заливают в скважину чистую воду, а затем её выкачивают, уже смешанную с чёрным золотом. Процесс очистки озаботит уже других людей – каждый вечер в лагерь нефтяников съезжаются скупщики, и добытое переливается из канистры в канистру в обмен на звонкую монету.
Когда-то этим места осваивали только мужчины – те, кто непосредственно качал нефть. Затем за ними из окрестных деревень потянулись жёны и дети. Фактически на месте разработки появилась новая деревня. Хлипкие домишки ее жителей состоят из бамбукового пола, нескольких жердей в качестве опор и тряпичного навеса, защищающего из дождей. Но и без тропических ливней работать людям приходится буквально по щиколотку в грязи – вода, смешанная с нефтью, постоянно проливается, пропитав за годы добычи землю насквозь и превратив её в никогда не высыхающую липкую массу, готовую вспыхнуть от неосторожного обращения с огнём. Неизвестно, сколько баррелей нефти здесь уже пролито. Крестьяне-нефтедобытчики давно перестали вести счёт даже той, что они добывают каждый день. Измеряют её не баррелями, но деньгами – выходит около тридцати долларов в день на одного обладателя нефтеносных скважин.
Примерно на такую же сумму в день может рассчитывать и семейная чета Буншу, от рассвета до заката трудящаяся на золотых приисках в самом сердце соседнего Таиланда. То, что давно стало историей в Северной Америке, Австралии или Сибири, является настоящим тайской провинции Пхичит, отдалённой от протоптанных туристами троп на лазурном побережье Пхукета и в злачных местах Бангкока с его неожиданными сюрпризами. Всего в нескольких километрах от крупного и оснащённого по последнему слову техники золотого рудника, разрабатываемого австралийской компанией, находится крохотная деревушка Паномпа, жители которой, бывшие крестьяне, последние полтора десятка лет кормятся со своей земли по-новому. Плуг и лопату им заменили кувалда и молоток, а «урожай» составляют всего несколько «семян», которые, однако, позволяют этим тайцам зарабатывать своим тяжёлым трудом несравненно больше соотечественников, занятых в сельском хозяйстве.
Деревушка весь день стоит практически пустая, даже маленьких детей берут с собой на рудник. Их просто не с кем оставить, когда всё взрослое население выдвигается в палаточный городок неподалёку, разбитый на испещрённой глубокими ямами, заполненными грунтовыми водами, каменистой равнине, отсвечивающей в солнечных лучах цветом золота. Буншу Тинхтан что есть силы лупит кувалдой по твёрдой породе, пока ему не удаётся отбить увесистый булыжник. Затем другой, третий, пока не накопится достаточное количество, чтобы наполнить потрёпанную корзину и перенести куски камня под навес – солнце жарит эти земли беспощадно. Кувалду заменяет простой бытовой молоток: мы им забиваем гвозди, таиландец же раскалывает булыжник в мелкие камни. Они отправляются на мельницу золотодобытчиков, которая является единственным механизмом старателей, устроенным сложнее молотка. Её жернова крошат камни в пыль, которая промывается водой под напором и, проходя через фильтр из куска старого ковра, оставляет после себя лишь кусочки породы с напылением золотого песка. Далее наступает самый опасный момент работы: в дело вступает «алхимия». На простой потрёпанной сковородке золотоносная галька заливается ртутью, после испарения которой остаётся только немного золотого песка. Техника безопасности у Буншу Тинхтана проста: стоять справа от дымка смертельных испарений и надеяться на магическую силу своих татуировок.
Но куда большей опасности подвергают себя жители небольшой деревушки Бокапахари на востоке Индии. У них в буквальном смысле земля горит под ногами: работать приходится в заброшенном властями угольном карьере, где уже давно бушуют подземные пожары, высвобождающие пустоты, в которых в любой момент могут сгинуть сотни людей. Добыча угля, ставшего для бывших крестьян хлебом насущным, здесь, естественно, незаконна. Но кушать-то хочется!
Так же, как и нефтедобытчики из Мьянмы, жители Бокапахари фактически переселились во временные жилища вблизи карьера, которые они называют просто – Новая Колония. У них нет времени на далёкий путь, ведь работать и без этого приходится с утра до вечера. Причём всем без исключения – даже женщины здесь размахивают тяжёлыми ломами и собирают в корзины драгоценный уголь. Его крестьяне-горняки продают скупщикам, его же используют для собственных нужд. Создаётся впечатление, что угольную пыль и сажу с этих и без того смуглых лиц не смыть уже никогда.