5 шедевров Эдварда Мунка в 5 музеях
В сегодняшнюю 150-летнюю годовщину со дня рождения Эдварда Мунка мы рассказываем о пяти замечательных полотнах великого норвежского художника-экспрессиониста и о том же числе не менее замечательных музеев, где их можно увидеть.
«Крик», Национальная галерея Норвегии, Осло
Наверное, самая известная из работ Эдварда Мунка и одна из известнейших картин жанра экспрессионизма как такового, «Мона Лиза» того времени. Перекошенное лицо лирического героя, которого художник ассоциировал с собой, на фоне фьорда на закате хорошо знакомо далеко не только любителям живописи – распространение в поп-культуре сделало своё дело.
Несмотря на то, что версий «Крика» существует аж четыре штуки (почти каждую свою работу Мунк исполнял в нескольких вариациях, сделав шаг навстречу постмодернизму), первая и самая известная из них хранится в Национальной галерее Норвегии. Nationalgalleriet – бесспорно одно из лучших собраний мирового искусства за всю его историю, чем и привлекает на свои выставочные площади немало туристов.
«Мадонна», Музей Мунка, Осло
Декадентская интерпретация классицистского видения живописи на религиозные мотивы. Сохраняя некоторые формальные признаки последнего, рука Мунка полностью изменила семиотический знак работы с благоденствия на экстаз и боль в акте любви. Если какая работа норвежского живописца и может посоревноваться с «Криком» по части известности и производимого впечатления, то это будет «Мадонна».
Первая версия полотна находится на выставочных площадях главного музея, посвященного творчеству одного из главных экспрессионистов в истории, – Музея Мунка в столице Норвегии. Это настоящая Мекка для поклонников творчества именитого художника, полностью отражающая своим собранием сложный и извилистый путь его творчества.
«Звёздная ночь», Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес
Диалог с одноимённым полотном Винсента Ван Гога, написанный во фьордах Осло, наглядно иллюстрирует назревающий в конце девятнадцатого века переход от яркой выразительности художников-импрессионистов к оголению психической структуры человека экспрессионистов. Несмотря на схожесть выразительных средств и формы, острый контраст концепций и сделал «Звёздную ночь» Мунка столь интересным полотном.
Возможно, самая выразительная из версий картины выставляется не только за переделами Норвегии, но и вовсе на другом континенте – в одной из лучших художественных галерей Калифорнии. Музей Гетти называют едва ли не лучшим частным собранием в мире отнюдь не случайно – богатейшая коллекция преимущественно европейского искусства действительно впечатляет.
«Ревность», Музей искусств, Берген
Автобиографический любовный треугольник с картины под названием «Ревность» не очень широко известен, но особенно любопытен поклонникам творчества Эдварда Мунка. И не только благодаря автобиографичности, но и её контекстуальной сочетаемости с многими прочими полотнами норвежца. Аллегорическое обыгрывание чисто библейского искушения делает это небольшое полотно одним из ярчайших в карьере художника.
Бергенский Музей искусств, где и находится, что редкость, единственная копия «Ревности» может похвастаться далеко не только самой внушительной после музеев Осло коллекцией работ Эдварда Мунка, но и множеством характерных и крайне любопытных примеров как старинного, так и современного скандинавского искусства – от живописи и до инсталляций.
«Больной ребёнок», Гётеборгский художественный музей, Гётеборг
Бесспорно, одна из самых пронзительных работ Эдварда Мунка, способная вполне по этой части потягаться и с «Криком». Картина «Больной ребёнок» болезненно биографична – смерть старшей сестры художника от туберкулёза в подростковом возрасте, как считается, и дала Мунку тот травматический детский опыт, который сделал норвежца одним из величайших художников. Кроме этого, «Больной ребёнок» - картина характерно сложная, внушающая трепет душе зрителя только после внимательного изучения.
Это работа была одной из любимых Эдвардом Мунком. Версий «Больного ребёнка» существует аж полдюжины штук. Но мы отобрали ту, что выставляется в одной из лучших галерей Швеции – Художественном музее Гётеборга. Не в пример кричаще-истеричной версии с выставочных просторов Национальной галереи Норвегии, написанная в Париже вторая по счёту версия отличается куда более богатой палитрой и, как следствие, ещё большими требованиями к восприятию зрителем.