Восковой Музей мадам Тюссо — все могут палачи
Да-да, а вы думали, откуда это нездоровое увлечение восковыми экспонатами у основательницы музея?
Все дело в том, что немецкая девочка Мария Тюссо в самом деле была из династии потомственных палачей. А воспитывал ее и вовсе дядя-врач, собственно и научивший девушку основам ваяния анатомических фигур из воска.
Революционный период
В середине XVIII века дядя с племянницей переезжает из Страсбурга в Париж, где и начинает заниматься созданием необычных «памятников» знаменитостей на заказ и собиранием их в Паноптикум, который вскоре прогремел на всю французскую столицу. Первой фигурой там, кстати, стала небезызвестная Мари Дюбарри — фаворитка Людовика XV.
Юная Мария сперва продает билеты в дядину галерею, а затем и сама приобщается к секретам мастерства.
Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта так впечатлились самостоятельными работами юной скульпторши, изваявшей Вольтера и Руссо, что пригласили ее в Версаль совершенствовать свое искусство, чем она благополучно и занималась целых десять лет вплоть до Великой революции. Благодетели Марии попали, как известно, на эшафот, а сама она оказалась в тюрьме. В последний момент девушку помиловали, и она чудом избежала гильотины. Однако ей пришлось доказывать свою лояльность новой власти — Мария сделала посмертные маски казненной королевской семьи, предварительно самостоятельно разыскав «объекты» среди разлагающихся тел в катакомбах.
Впрочем, эти застенки не оказались в ее жизни последними. Чтобы продолжить свое дело — лепку фигур для демонстрации публике — она не раз еще посещала подземелья тюрьмы с телами казненных, дабы добыть там… волосы для своих экспонатов. Тут и помогла ей девичья фамилия Гросхольтц — мы уже упоминали, из какой династии происходила Мария. Фамилию Тюссо она получила от мужа, с которым не прожила и восьми лет. В эти годы в революционной столице ей довелось повидать живыми или мертвыми многих персонажей той героической эпохи. Мюрат, Франклин, Шарлотта Корде, Робеспьер — все они стали экспонатами ее собрания.
Лондонская эпопея
В 1802 году после всех ужасов Парижа Мария, унаследовав коллекцию фигур умершего к тому времени наставника, наконец, переехала жить в Лондон. Вместе со всем Паноптикумом. Кстати, последней фигурой, сделанной ею в Париже, стала скульптура Наполеона, которая и поныне хранится в Лондонском филиале знаменитого музея!
Мадам Тюссо первое время странствовала со своей уже знаменитой выставкой по Великобритании и Ирландии, пополняя ее фигурами местных героев и королей, а параллельно разыскивая новые «экземпляры» для своей коллекции. Причем искала она их, зачастую, догадайтесь, где? Правильно — по тюрьмам и застенкам, делая слепки с лиц казненных. Очень ее привлекали знаменитые убийцы и прочие популярные личности, находящиеся там.
В 1835 году наконец была учреждена первая постоянная экспозиция восковой коллекции на Бейкер-стрит в Лондоне, где мадам Тюссо купила для этих целей целый особняк. Дожив в богатстве и почете до 89 лет, Мария передала фамильное уже дело двум сыновьям. До 2007 года владела музеем наследственная кампания Tussauds Group, продавшая ее за 2 млрд. $ американской компании «Блэкстоун», которая владеет музеем и поныне.
Люди, фигуры, лица…
Музей в Лондоне необычайно популярен. По статистике, во всех его мировых отделениях ежегодно бывает в общем не менее 14 миллионов посетителей! Разумеется, коллекция постоянно пополняется — тут политики и кинозвезды, спортсмены и банкиры, певцы и короли. Сегодня нет необходимости делать посмертные маски или ходить по застенкам, чтобы изучить лица кандидатов в экспонаты — есть интернет, телевидение, фото и видео.
Многие знаменитости почитают за честь лично презентовать свои скульптуры посетителям музея.
Уникальные экспонаты
Каждая фигура выполняется вручную, на что уходит несколько месяцев. Одевают их модельеры, а причесываю профессиональные дорогие парикмахеры. Применяются в изготовлении не только воск и краска, как в давние времена, но и новейшие материалы для имитации структуры кожи, глаз, ногтей.
Для достоверности создания духа и настроения эпохи в музее используются не только особое освещение, костюмы и интерьер, но и компьютерное моделирование голоса и шумового сопровождения, анимация для создания задних планов композиций и движение самих фигур.
Темное прошлое создательницы не дает покоя и современным владельцам музея — кроме собственно фигур разнообразных знаменитостей, тут функционирует Кабинет ужасов, воспроизводящий в подробностях самые известные места мировых преступлений (киношных и настоящих), а также интерьеры, в которых они произошли.
Весь мир обойду
В мире сегодня находятся уже более 10 филиалов музея — в Европе, Америке, Азии. Последним в мае 2012 года открылся музей Тюссо в австралийском Сиднее.
Разумеется, в каждой стране делается упор на местных селебрити, хотя есть «вечные» фигуры, поставить которые стремятся у себя все. В Лондоне сегодня находится основная экспозиция (более 1000 фигур) с самыми старейшими экспонатами — Марией Дюбарри работы наставника мадам Тюссо и Наполеона уже ее авторства. А самой популярной фигурой всех филиалов музея является поп-звезда Майкл Джексон, он воплощен аж в 14 ипостасях.
Вот так частное начинание врача и его ученицы превратилось в в XXI веке в огромную империю развлечений, приносящую немалый доход ее владельцам.
Вот я давно уже мечтаю побывать в музее мадам Тюссо. Но все как-то не доводилось. Помню только однажды ходила в Одессе в музей, который позиционировал себя как подобие музея Тюссо. Впечатления остались сомнительные, если не сказать ещё хуже. Пару скульптур, страшных на вид, глухой подвал и полумрак. Впечатление жуткое и неприятное. С ребенком туда точно не пошла бы.
А вот музей мадам Тюссо производит благоприятное впечатление судя по отзывам и статьям. Надеюсь, что они и в жизни будет таким, когда удастся попасть в него.