Как выглядит кино в современном Афганистане
Сегодня мы расскажем о том, как выглядит главнейшее из искусств в современном Афганистане, где оно долгие годы было под запретом, установленным властью талибов, и страдало от гражданской войны.
По виду душного зала кабульского кинотеатра «Памир» трудно предположить, что именно здесь – сосредоточение современной культурной жизни не только города, но и всего Афганистана. Штукатурка, ссыпающаяся с потолка на головы зрителей, зияющие дыры на потёртой обивке сидений, облезлые старые стены – облик кинотеатра буквально кричит о срочной нужде в ремонте. Еще сложнее поверить, глядя на зрительский контингент, в то, что некоторое время назад в зал «Памира» можно было попасть только в выходной одежде: вечерние платья для дам, для мужчин – строго фулл-дресс. Сегодня в зале сплошь молодые мужчины бомжеватого, по нашим меркам, вида. Большей частью это безработные, выпрашивающие у прохожих мелочь прямо у кинотеатра, и прочие бездельники, с топотом врывающиеся в зал с началом сеанса и громко улюлюкающие на главных героинь кинолент. Кино для женщин не под запретом, но публично не одобряется – их здесь можно обнаружить только на вечерних сеансах в сопровождении мужей.
В зале действительно душно – над зрительскими местами в свете проектора проплывает сизый дым табака и гашиша. Стоит стойкий запах еды (продавец с лотком фаст-фуда и газированных напитков снуёт между рядами прямо во время сеанса), пота, давно нестиранной одежды – вентиляция элементарно не справляется. На экране – или голливудский боевик девяностых, или очередное музыкальное нечто производства Болливуда, или мало чем отличающиеся от индийского кинематографа пакистанские ленты. «Раньше наша аудитория отличалась хорошим образованием. Сейчас зрители попросту неграмотные, они ничего не понимают в кино и приходят сюда только для того, чтобы покурить марихуаны и отвлечься от своих серых будней», - сокрушается директор кинотеатра Сайед Халид Садат. При этом, «Памир» - лучший (или, если точнее, наиболее сохранившийся) из семи кинотеатров Кабула. Немного для страны, где первый кинотеатр открылся в 1920 году при правлении короля Амануллы-хана. До начала гражданской войны в Афганистане их только в столице функционировало 23. 16 кинотеатров не пережили годы воин и разрухи, как не пережил их и афганский кинематограф.
Первый фильм, снятый и смонтированный «от и до» в Афганистане, вышел на экраны в 1951 году, после этого многие афганские ленты брали призы на международных кинофестивалях, преимущественно, в Советском Союзе. Теперь все эти ленты, классика местного кинематографа, пылятся на полках. Единственный фильм, появившийся после начала гражданской войны, был посвящён выводу советского контингента – героической лентой моджахеды отразили в искусстве свою победу в 1994 году. Скинувшие их талибы кино запретили, хоть и не уничтожили кинотеатры с их фондами. «Нам бы хотелось, чтобы на большом экране показывали наши собственные афганские фильмы, а ещё мы хотим, чтоб наш кинотеатр стал лучше, современнее», - говорит девятнадцатилетний строитель Нангялиа, приобретающий билет на очередной индийский фильм в кассе «Памира». Вокруг него - бетонные стены, украшенные выцветшими постерами продукции Болливуда, на которых оголённые женские животы и плечи целомудренно затемнены – Талибан ушёл, консервативная культура осталась.
После изгнания экстремистского движения силами международной коалиции в Афганистане вышло сразу два фильма – «Усама» в 2003 году и «Бегущий за ветром» в 2007 году. Оба – за средства афганцев, живущих за границей, и оба имели у местных любителей кино оглушительный успех. Но этим всё и ограничилось, если не считать нескольких документальных фильмов и короткометражек (одна из которых, зовущаяся «Мальчики бузкаши», получила номинацию на «Оскар» в прошлом году). Субсидий, выделяемых на культуру государственными мужами Афганистана, не хватает не только на новые фильмы, но даже на сохранение старых. Более семи тысяч лент, которые пожалели даже талибы, рискуют исчезнуть из-за плохих условий хранения. Поэтому рассчитывать на что-то большее, чем индийские и пакистанские ленты десятилетней давности кинолюбителям Афганистана не приходится. Их закупают по дешёвке за скудную выручку от проданных билетов, нарезать для проекторов пленку приходится вручную, сами проекторы регулярно просят ремонта. Плачевная ситуация в лучшем из кинотеатров Кабула не может не расстраивать помощника киномеханика, пятнадцатилетнего школьника Ахмада Вали, работающего в «Памире» за символическую плату перед занятиями – ему просто тоже хотелось бы, чтобы кинотеатр был хоть немного лучше, а ему самому доводилось крутить и афганское кино.