Как проходит «ярмарка призраков» в Индии
Религиозные и мистические традиции – не только важная часть культуры любого народа, но также завораживающее зрелище и уникальный опыт для туристов. Наш рассказ – о древнейшем индийском обряде массового изгнания призраков из одержимых.
Фото: Danish Siddiqui, Reuters
В день перед каждым полнолунием в небольшую и на первый взгляд ничем не примечательную индийскую деревушку Маладжпур в штате Мадхья-Прадеш тянется вереница местных жителей, которых сопровождает небольшая стайка любопытных туристов. Все они двигаются по направлению к индуистскому храму Гуру-Деоджи-Махарадж. Но цель их – не религиозное паломничество и не любование архитектурой (любоваться там, скажем прямо, нечем), а так называемая «ярмарка призраков». И лучшего названия для данного действа, пожалуй, не придумать – здесь действительно идёт бойкая торговля призраками, бесами и демонами. Самая бойкая – на индуистский праздник Пауш Пурнима. В роли покупателей на этом рынке безумия выступают местные священники, а продавцами являются простые люди со всех концов Индии и даже из сопредельных стран, принесшие «товар» непосредственно в себе.
Фото: Danish Siddiqui, Reuters
Все это напоминает восточный базар или сумасшедший дом на выезде. Попав на «ярмарку призраков», невозможно отделаться от мысли, что очутился посреди психиатрической лечебницы и срочная помощь людей в белых халатах необходима здесь вообще всем, а не только «продавцам». Люди воют, голосят навзрыд, извергают из себя такие звуки, которые мозг просто отказывается идентифицировать их как нечто, произведённое человеческим существом. Людей с помутневшими взглядами или, напротив, с глазами, наполненным сверкающим безумием, сопровождают родственники, что, впрочем, не мешает сумасшедшим цепляться руками за проходящих мимо и до незабываемых впечатлений пугать туристов. Держите здесь свою камеру крепче, чем в таиландском храме Лопбури, здешние одержимые призраками женщины сорвут её с вашей шеи быстрее, чем это могли бы сделать ловкие обезьяны. Кстати, женщин среди пришедших продавать своих бесов в Маладжпуре большинство, хотя встречаются и мужчины. Местный священник объясняет эту дискриминацию по половому признаку просто: «Они эмоционально более слабы и, следовательно, из-за своей чувствительности становятся легкой мишенью для злых духов».
Фото: Danish Siddiqui, Reuters
А если в человека вселился злой дух, то, как известно, разговор с ним короткий – проваливай, исчадие, и оставь человека в покое. Но до покоя путь не близкий: если считать круги, которые наворачивает каждый то ли одержимый коварными призраками, то ли попросту свихнувшийся, по двору храма, легко можно сбиться со счёта и потянуть себе шею непрерывным вращением головы. Согласно местным поверьям, с каждым кругом против часовой стрелки призрак, вселившийся в человека, слабеет и становится уязвимей, поэтому совет у священников один: беги, бесноватый, беги. И бегут. Те, кто может, – самостоятельно, а тех, кто не может, родственники и друзья тянут под руки, а то и вовсе подгоняют пинками под пятую точку. В передышках этой дикой карусели безумцев, издающих леденящие кровь звуки, нужно приложить к священной платформе. Тут тоже, кто может – сам, а кого-то, аки нашкодившего в туфли котёнка, тычет носом в платформу родственник, накрутив волосы на руку.
Фото: Danish Siddiqui, Reuters
В это безумно увлекательное действо (безумное – так точно, за увлекательность голосуют ногами туристы) то и дело вторгается священник. В то время, когда одержимого прикладывают лицом к каменной платформе, он склоняется к нему и требует от призрака назвать своё имя и объяснить причину, по которой тот обнаглел настолько, что посмел вселиться в человека. С первого раза ответы экзорциста обычно не удовлетворяют, и он отправляет родственников бесноватого помочь тому сделать ещё несколько кругов по двору. И с каждым кругом так называемые «призрачные атаки» с одержимыми случаются всё чаще, всё чаще они начинают голосить, рыдать и агрессивно набрасываться как на зрителей, так и на других участников эзотерического марафонского забега, постепенно входя в состояние транса. Градус безумия во дворе храма поднимается с каждым часом, приближающим день к сумеркам, а сумерки – к ночи. Какая-то особенная первобытная энергия которая производится этим круговоротом безумцев во тьме, не может оставить ни одного из свидетелей без совершенно уникального опыта и ярких, пусть зачастую и пугающих, впечатлений.
Фото: Danish Siddiqui, Reuters
Апогея сеанс массового экзорцизма достигает ближе к полуночи, когда священники начинают удовлетворяться ответами одержимых на священном камне платформы. Узнав имя вселившегося в человека гостя из мира мёртвых и выяснив, с какими зловещими целями тот это сделал, священник несколько раз лупит пленника демонов по физиономии. Пусть не кадилом, но специальным веником с металлической ручкой, и делает это до тех пор, пока, по его мнению, призрак не окажется под контролем лица духовного. Затем служитель храма берёт с беса обещание покинуть бренное человеческое тело и никогда больше не возвращаться, а если тот нарушит обещание, то до конца света ему суждено хлебать водичку только в доме неприкасаемых (кастовое деление на бытовом уровне в индийском обществе всё ещё очень сильно). Сразу же после этого одержимый обмякает, теряя сознание на пару десятков секунд. Пришедшему в себя человеку дают отхлебнуть святой воды и отпускают восвояси. Ещё недавно горланящий и бросающийся на людей, тот уходит с лицом, на которое снизошла благодать. Можно не верить во всякую чертовщину, но вера в нее местных настолько сильна, что, похоже, пациенты действительно чувствуют себя исцелёнными. И так будет с каждым, пока последний уже не одержимый не покинет территорию храма. Все призраки проданы – ярмарка закрывается до следующего полнолуния.
Фото: Danish Siddiqui, Reuters