Фуникулёры и канатные дороги, на которых стоит прокатиться
Из всего многообразия существующих в мире фуникулёров и их «родственников» из семейства канатных дорог мы отобрали полдюжины тех, на которых, если окажетесь рядом, обязательно стоит прокатиться из-за потрясающих видов, истории и духа приключений.
Фото: Truls Tiller
Elevador, Лиссабон, Португалия
Они выглядят как трамваи, они выполняют городскую транспортную функцию, как трамваи, но шутка в том, что лиссабонские элеваторы – это не трамваи, а петляющие по узким, извилистым и крытым средневековым улочкам вагонетки фуникулёра. Три линии (da Bica, da Gloria и do Lavra), построенные в конце девятнадцатого века, сперва приводились в движение тяжестью воды, а сегодня, хоть и переведены на электричество, но по праву называются национальными достояниями Португалии. К слову, в соседней Браге до сих пор работает аутентичный фуникулёр на водной тяге.
Фото: Mario Tome, flickr
На них стоит прокатиться, потому что с таким городским транспортом традиционные экскурсии по древней португальской столице попросту не нужны. Впечатляющей красоты исторические улицы древнего города и так раскрываются во всём своём великолепии из окна фуникулёра, который в любом заинтересовавшем вас месте можно покинуть и продолжить прогулку пешком, чтобы, спустя некоторое время, вновь запрыгнуть в жёлтого цвета частичку национального достояния страны.
Saint-Hilaire du Touvet, Изер, Франция
Где-то между городами Гренобль и Шамбери прямо во французские Альпы поднимаются хлипкие на вид деревянные вагонетки, ползущие в крохотную деревушку Сен-Илер-дю-Тюве, славящуюся своими санаториями. Но их ненадёжный облик – обманка, ведь аутентичные кабинки девяностолетней давности заменили точнейшими копиями, которые, однако, дают возможность прикоснуться к истории и послушать альпийские ветра своими собственными ушами.
Фото: exometeofraiture.net
Стоит прокатиться, потому что из окон уникальных вагонеток открывается великолепный вид на по-настоящему вангоговские поля. Рассмотреть их получится ещё лучше во время спуска, который стоит совершить уже не на фуникулёре, а на параплане.
Allmendhubelbahn, Мюррен, Швейцария
Поставленный на псевдоримский акведук фуникулёр с более чем столетней историей и совершенно непроизносимым названием взмывает от типичной швейцарской деревушки Мюррен прямиком в Альпы, на высоту без малого в два километра. Построенный как торговый путь, сегодня он служит для привлечения туристов и доставки лыжников к альпийским вершинам. На пороге нашего тысячелетия аутентичные красные вагончики заменили новенькими, комфортабельными с панорамными окнами, на что жаловаться не приходится – в данном случае вид становится важнее истории. На столетнего трудягу, в конце концов, можно посмотреть у основания фуникулёра – он там красуется в виде памятника.
Фото: Tom Wilkason
Стоит прокатиться, потому что с фуникулёра открывается потрясающей красоты вид на типично альпийскую долину с затерянной в ней небольшой и опять же типично альпийской деревушкой, в зависимости от времени года благоухающей свежей зеленью или укрытой по самые крыши домов белоснежным одеялом.
Шахтёрская канатная дорога, Чиатура, Грузия
Старенькая и выглядящая опасной канатная дорога в небольшом грузинском городке Чиатура была сооружена для быстрой доставки шахтёров к местам добычи марганцевой руды и до сих пор не обрела славы туристического аттракциона, выполняя, в первую очередь, свою первоначальную задачу. Но, пусть славы и нет, зато туристический аттракцион есть. Причём, отличающийся своим собственным лицом аутентичности: тесные, тронутые ржавчиной вагонетки с маленькими круглыми иллюминаторами, потёртые станции – всё это работает на атмосферу приключений.
Фото: Amos Chapple, Rex Features
Стоит прокатиться, потому что это действительно уникальное и из-за возраста канатной дороги чем-то экстремальное приключение – согласитесь, в жизни представляется немного возможностей «полетать» над городом в почти настоящих пепелацах. И пусть серый шахтёрский город при прогулке по нему смотрится уныло, с высоты птичьего полёта через маленькое круглое окошко он преображается буквально на глазах.
Como–Brunate, Комо, Италия
Фуникулёр конца девятнадцатого века, соединяющий итальянский город Комо с горной деревушкой Брунате, так и служил бы местным жителям главным горным транспортом, если бы из его вагонов не открывался столь впечатляющий вид на Ломбардию, по праву считающуюся одним из красивейших регионов Италии. Теперь горожанам приходится делить места с многочисленными туристами, но недовольных этим нет – благодаря привлекательности аттракциона пару лет назад фуникулёр подвергся капитальному ремонту, добавив к потрясающему виду комфорт первого класса.
Фото: Britt-Marie Sohlstrom, panoramio
Стоит прокататься, потому что одно из самых впечатляющих озёр Апеннинского полуострова (если не самое) осторожно и постепенно раскрывает всё своё очарование, неторопливо выползая из-за густых хвойных зарослей. Вид на миллион долларов по цене в два евро! Осмотр пейзажей можно продолжить, спускаясь с вершины пешком по одному из многочисленных пешеходных маршрутов.
Fjellheisen, Тромсё, Норвегия
Вагонетки, очень напоминающие такие родные советские трамваи, торопливо заползают на смотровую площадку на вершине горы Стурстейнен, с которой открывается один из лучших видов на Норвегию. Но вид не был бы столь прекрасным, если бы не показывался постепенно – с движением кабинки канатной дороги Фьельхейсен раскрывает местные красоты по экспоненте. А ещё наверху находится прекрасный ресторан национальной кухни.
Фото: solveigsturer, blogspot
Стоит прокатиться, потому что перед вами предстанут во всём своём очаровании невысокие каменистые горы, нарядные дома городских кварталов, сверкающий мост через залив. На этой канатной дороге иногда выплываешь прямо из тумана, а если ехать зимним предновогодним вечером, то всё это будет утопать в огнях иллюминации, а в небе над Тромсё засверкает полярное сияние.