25 самых жутких и поразительных фотографий с выставки Body Worlds
14 сентября 1995 года была впервые организована самая популярная выставка современного искусства – поразительная и ужасающая Body Worlds Гунтера фон Хагенса. В честь этой даты мы отобрали для вас лучшие фотографии этой завораживающей экспозиции.
Думается, с тем фактом, что человек в разрезе, запечатлённый за какой-нибудь повседневной деятельностью, что, вроде как, позволяет лучше узнать, как ведёт себя наше тело в тех местах, которые обычно скрыты под кожей,– это штука если не поразительная, то, по крайней мере, любопытная, согласятся все. А с тем, что передвижная выставка Гунтера фон Хагенса поразительна и ужасающа, всем придется согласиться после того, как они узнают, что экспонаты – это не какие-то манекены, не воск, не гипс и не пластик. Это – настоящие человеческие тела, тела умерших.
Сохранить скоропортящиеся человеческие останки в таком виде, чтобы с ними не только можно было работать художественными методами, но и спокойно транспортировать с места на место как какие-нибудь бронзовые изваяния, позволил уникальный метод мумификации, разработанный автором Body Worlds – пластинация. Этот метод сохранения биологического материала Гунтер фон Хагенс изобрел в 1977 году, попробовав особым способом ввести распространённые в анатомических и медицинских лабораториях биополимеры внутрь живых тканей. Результат у вас перед глазами.
Автор Body Worlds не то, чтобы художник – он медик. Анатом. Рождённый в Польше и живший в Восточной Германии, Гунтер успел побыть политическим заключенным, пока в 1970 году не был выкуплен вместе с другими гражданами, имевшими конфликт с просоветским режимом ГДР, правительством Западной Германии. После этого он закончил прерванное арестом обучение на медицинском факультете, долгое время работал в Институтах анатомии и патологии, а в начале девяностых основал Институт пластинации и внезапно стал художником. Т.е. тем, на кого был похож с самого начала – всегда с чёрной шляпой на голове (как отсылка к головному убору анатомов эпохи Возрождения), с лицом то ли ребёнка, то ли маньяка, то ли и вовсе восковой фигуры.
Гвоздь выставки – это, конечно, человеческие тела, замершие в привычных повседневных делах, будь то занятия спортом или секс. Раскрывающие в большинстве своём нутро до мышечной ткани, иногда скульптуры Гунтера показывают большее – внутренние органы или скелет. Зачастую для придания мэссиджа используются дополнительные элементы, но только те, что действительно могут быть в человеческом теле – протезы тазобедренного сустава или, скажем, искусственные клапаны сердца. Иногда из биологического материала художник и вовсе формирует странные композиции, здорово отдающие сюрреализмом. Использует он и тела животных. Свою задачу автор обозначает как показ настоящей красоты человеческого тела, полностью, без запретов и без возражений.
Из-за своей специфики выставка часто критикуется всеми, кому, в общем-то, не лень критиковать. Сенат Чехии, французский суд, куча разномастных религиозных организаций, начиная от католических и заканчивая иудейскими, – выставке пришлось выстоять перед напором многих организаций и отдельных активистов. Можно было бы сказать, что скандальная известность придает Body Worlds популярности, но скорее просто-напросто выставка существует отдельно от критиканов, в каком-то другом пространстве, в которое попадают все посетители, в мире, где человеческое тело само по себе является объектом искусства. Во всяком случае, рекламой давящей на эпатаж, ни сам фон Хагенс, ни кураторы никогда не засоряли медийное пространство.
Стартовав в столице отличающейся своими специфическими касательно табу нравами Японии, Body Worlds с успехом прокатилась по многим странам Европы, Азии и Северной Америки. На сегодня состоялось более полусотни выставок, их посетило около 32 миллионов человек, которые сделали труды фон Хагенса самым (!) популярным туристическим аттракционом в мире. Из-за этого у Body Worlds появилось несколько клонов, которые, впрочем, не соперники оригиналу по популярности. А сам оригинал появился (правда, в виде нескольких экспонатов) в фильме бондианы «Казино «Рояль»».