Как жил самый известный сквот Германии
Пока в Гамбурге не утихают протесты против закрытия сквота Rote Flora, мы расскажем о том, чем столь дорог он жителям этого портового немецкого города, что они готовы бороться за него многотысячными акциями неповиновения и драками с полицией.
Один из немногих гамбургских театров, переживших Вторую Мировую войну, был засквотирован (т.е. самовольно и незаконно занят) в сто первый год своего существования. К тому времени здание в квартале Шанценфиртель уже некоторое время пустовало и готовилось к перерождению в мюзик-холл частным инвестором. Последнее как раз-таки и не пришлось по вкусу местным жителям и активистам левых движений, которые провели несколько громких протестных акций и прибрали к рукам строение.
В кратчайшие сроки бывший театр стал центром контркультурной жизни Гамбурга. Когда 15 ноября 2004 года Rote Flora отмечал своё пятнадцатилетие, он для альтернативной культуры не только Германии, но и всего мира значил не меньше, чем известный миланский долгожитель общественный центр Леонкавалло и запоминающийся, несмотря на свою короткую историю, лондонский творческий воркшоп rampART. Настоящее олицетворение свободолюбивой жизни портовых районов Гамбурга, Санкт-Паули и Репербан, в четырёх стенах. Во время саммита «Большой Восьмёрки» в Германии сквот служил не только штабом протестующих, но и настоящим просветительским центром, где в режиме «нон-стоп» читались лекции и проходили семинары на темы антиглобализма и антикапитализма.
Фасадом ужасный, но добрый внутри. Внешний вид Rote Flora, конечно, мог ввергнуть впечатлительного гостя Гамбурга в культурный шок. Но если учесть, что по зданию бывшего театра проходился бульдозер, а затем и пожар, облик сквота мог бы смотреться ещё и похуже. На деле же сквоттеры со всем старанием взялись за обустройство своего культурного центра – здание было восстановлено и отремонтировано настолько, насколько это вообще было возможным, на прилегающей территории расцвел небольшой, но аккуратный парк. А стены, изрисованные политическими граффити, только подчёркивали общественный клокот внутри.
Rote Flora всё время своей работы служил площадкой для самых разнообразных культурных мероприятий. Своеобразный блошиный рынок функционировал в сквоте на постоянной основе, в большую же часть вечеров в стенах исторического театра играла альтернативная музыка: панк-рок, регги и ска. Всё остальное время распределялось между оригинальными и зачастую интерактивными выставками современных художников, экспериментальными театральными постановками, а также лекциями и семинарами, проводимыми весьма и весьма авторитетными учёными и публицистами. Такое понятие, как билет, разумеется, Rote Flora было чуждо – сквот функционировал только на добровольные пожертвования. Словом, любой желающий мог попробовать на вкус культурную жизнь Гамбурга (да и всей Германии, на самом деле), даже если за душой у него не было ни гроша.
И так было до 21 декабря этого года, когда местные власти не постановили сквот выселить, а само здание закрыть на ремонт. Впрочем, это обычная судьба для городских пространств, своевольно занятых инициативными жителями и превращённых во что-то интересное. Rote Flora уже несколько раз выселяли, но сквоттеры всегда возвращались. Однако в этот раз намерения городских властей серьёзней (кроме Rote Flora они закрыли другой культовый сквот в районе Репербан – Esso-Häuser). Но серьёзней и сопротивление местных жителей. Исчезнет ли самый известный сквот Гамбурга и просто интереснейшее место или вновь восстанет из руин, узнаем в ходе развития событий.