Церковь святых Симеона и Анны в Елгаве
Сияющая белизной и нарядными ярко-синими куполами церковь святых Симеона и Анны в Елгаве как будто и не помнит о трех веках своей истории, наполненной трагическими событиями. На соборе развевается флаг — символ того, что здание входит в фонд Европейского наследия, но времена благоденствия для старейшей православной церкви на территории Латвии настали совсем недавно.
Со времен Анны Иоановны
История церкви начиналась в XVIII веке, когда русская княжна Анна Иоанновна, племянница русского императора Петра I, была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма и отправилась вслед за мужем в Митаву, столицу герцогства. Этому сугубо политическому браку не суждено было продлиться долго: герцог умер еще по дороге, так что в столицу герцогиня прибыла уже молодой вдовой. Анна Иоанновна жаждала вернуться на родину, ее манил Петербург, но Петр I оставался непреклонным. Ему нужна была Курляндия, а кто будет представлять там интересы империи — не столь важно. На долгие годы будущая императрица осталась в суровой чужой стране.
Именно император Петр I выдвинул одним из условий замужества племянницы наличие православной церкви в Митаве, и в 1726 году за герцогским дворцом была построена маленькая деревянная церковь, получившая имена святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Она принимала всех православных прихожан, которых при Анне Иоанновне в Курляндии стало больше.
Через три года герцогиня навсегда покинула Митаву, чтобы вступить на престол Российской Империи, а церковь, которая носила ее имя, по-прежнему выполняла функции православного центра в Курляндии. О ее судьбе правители империи не забывали, в 1774 году по просьбе Екатерины II к переустройству православной церкви в Митаве приложил руку сам Растрелли. Великий архитектор Петербурга создал проект маленького храма в стиле русского барокко. Новое здание освятили 4 мая 1780 года, оно было очень красиво, внешняя архитектоника гармонично сочеталась с внутренним деревянным убранством. К сожалению, в 1812 году при приближении войск Наполеона предместья Риги были сожжены, сгорела и православная церковь.
От барокко до классицизма
Конечно, ее реставрировали, а уже в 1850 году храм получил статус кафедрального собора, но интерьер, созданный Растрелли, был утерян, сохранились лишь стены. Именно их взяли за основу при реконструкции храма в 1890-1892 годах. По приказу Александра III архитектор Николай Чагин и инженер Винер перестроили собор, так как он уже не вмещал всех прихожан. Они постарались по возможности сохранить постройку Растрелли, поэтому фундамент и алтарь в церкви остались прежними, но в целом собор приобрел черты классицизма и даже модерна. Сегодня можно увидеть старинные детали в интерьере церкви в Елгаве. Именно наличие таких деталей, созданных Растрелли, спасло церковь от полного уничтожения в 1957 и 1983 годах.
Удивительная стойкость церкви святых Симеона и Анны позволила ей пережить разрушительный период Второй мировой войны, когда вокруг Риги было уничтожено 90 % всех зданий, а стены и предел храма уцелели. Правда, был навсегда утерян великолепнейший иконостас, который был помещен в храме в 1892 году. Теперь его можно увидеть лишь на старинных фотографиях.
Три сотни лет истории
Восстановлением храма после многих лет небытия православная епархия Латвии занималась в 1993-2000 годах, а средства собирались с помощью добровольных пожертвований. Так что о восстановлении шикарных интерьеров прошлых времен не шло и речи, однако церковь и ее служители оказались богачами в ином смысле: долгая история научила ценить человеческие отношения, доброту и взаимопомощь окружающих. Как находились всегда те, кто помогал церкви, так теперь и церковь заботится о ближних. При соборе существует благотворительная кухня, где всегда накормят нуждающихся. Священники создали молодежный центр, где работают с подростками и молодыми людьми, а еще при церкви открыта школа звонарного искусства.
Кажущаяся небольшой снаружи церковь поражает взгляд входящего внутрь человека. Все три сотни лет собрались в обширном просторном помещении, украшенном трехъярусным иконостасом, вызывая ощущение стойкости человеческого духа и светлой радости возрождения.