Наскальные рисунки в пещере Альтамира — «Сикстинская капелла» палеолита
Местонахождение: северная Испания, Кантабрийские горы, 30 км на запад от Сантандера, окрестности города Сантильяна-дель-Мар.
Вход: на данный момент запрещен, в Мадриде можно посмотреть точную копию.
Наскальная живопись каменного века
Представьте себе, что семь-десять-пятнадцать тысяч лет назад древние люди могли не только одеваться в шкуры и таскать убиенных мамонтов к костру, но и прекрасно рисовать. Не верите? А зря. Они к тому же еще и на флейтах играли, и календарем пользовались, и статуи создавали! Хотя большинству наших современников действительно трудно представить такую степень развития воображения и искусства у пещерных людей каменного века.
Именно поэтому великолепные цветные рисунки испанской пещеры Альтамира долгое время в научном мире считались фальсификацией, созданной гораздо позже. Официально их признали лишь десятилетия спустя после открытия и находок подобных изображений в других пещерах мира.
Бизоны, лошади, кабаны
В 1879 году обнаружил рисунки в этой уже десять лет как открытой известняковой пещере испанский археолог Марселино де Саутуола. Вернее, по легенде, это сделала его девятилетняя дочь, заметившая «красивых быков» на сводах главного зала пещеры — сам папа далеко не первый раз находился тут с исследованиями, занимался поисками костей и орудий труда и на потолок особого внимания не обращал. А тут, разумеется, обратил и — ахнул.
Десятки лошадей, бизонов, козлов и оленей в натуральную величину отдыхали, паслись, нападали, убегали на стенах и потолке пещеры. Выполненные в разное время, как выяснилось позже, охрой, углем, гематитом они передавали мельчайшие оттенки цвета, особенности движения, нюансы поведения животных. Даже рельеф стен был виртуозно использован в рисунках для создания своеобразного 3D-эффекта. Сам Пикассо, увидев этих животных несколько лет спустя, заявил, что не смог бы нарисовать лучше!
Немудрено, что после опубликования сведений о находке большинство авторитетов научного мира обвинило археолога в подделке рисунков — столь великолепно те были исполнены и так отлично сохранились. Кроме того, признать, что человек каменного века (а именно Саутуола первый предположил, что рисунки относятся ко времени позднего палеолита) мог обладать таким мастерством и творческим мышлением, для ученых того времени было немыслимо. Да и вообще непонятных сенсаций хватало: вот только недавно Дарвин выдвинул свою теорию эволюции, а тут еще новости… В общем, археолог так и не узнал, что был прав — Саутуола не дожил до того момента, когда после открытия других образцов искусства палеолита в иных пещерах, и его находку признали подлинной.
После того, как изображения из испанской пещеры назвали шедевром и растиражировали по всему миру, сюда повалил нескончаемый поток туристов. Число посетителей доходило до полутора тысяч в день! Сперва их поток никак не ограничивали, но затем обнаружили, что такая массовость быстро меняет микроклимат пещеры — на бесценных рисунках появилась плесень, их пришлось спешно спасать. Пещеру закрыли в 1977 году, нарисованных бизонов отреставрировали. После чего создали жесткую очередь и ограничили количество туристов до 20 человек в день. Не помогло — пещеру закрыли вновь.
Сегодня вы все еще не сможете попасть внутрь, однако можно увидеть тщательно воссозданный художниками и учеными облик пещеры в нескольких музейных экспозициях: в Мадриде, Германии, Японии.
Испания — не единственная
Пещера Альтамира ныне — объект всемирного наследия ЮНЕСКО (с 1985 года) в качестве «шедевра человеческого созидательного гения». Как мы уже упоминали, рисунки в Испании — не единственные столь древние в мире. На сегодняшний день обнаружена подобная пещерная живопись в Австралии, Франции, Аргентине, Болгарии, Индии, Ливии, Бразилии, Сомали, Скандинавии… Разнообразные животные и деревья, танцующие или охотящиеся люди, ритуальные сцены — с помощью этих рисунков мы поистине можем погрузиться во тьму веков. Самые древние изображения были созданы более 30 тысяч лет назад, а самый большой рисунок быка имеет в длину пять метров!
И именно открытие рисунков Альтамиры повлекло за собой целенаправленное и вдумчивое исследование других пещер, и, как результат, открытие новых памятников палеолитической живописи, глядя на которые мы и сегодня можем узнать, «как это было». Зрелище незабываемое!