Как живут трансгендерные люди в разных странах мира
В сегодняшний День памяти трансгендеров мы решили рассказать о том, как живут люди, чей анатомический пол не соответствует гендерной самоидентификации, в разных странах нашей большой и непостижимо удивительной планеты.
Сам факт существования подобного дня указывает на то, что живется трансгендерным людям, мягко говоря, непросто, вне зависимости от места проживания. Учреждённый как день памяти бостонской чернокожей рок-музыкантши и транссексуалки по имени Рита Хестер, убитой на почве трансфобии, сегодня он достиг действительно всемирных масштабов. Трансфобия же выделяется отдельно от гомофобии, хотя, как вещают специалисты, уши у обеих растут из одного и того же места. В том смысле, что, несмотря на принципиальную разницу между гомосексуальностью и трангендерностью и разные цели, ставящиеся активистами из разных LGBT-организаций, агрессии в первую очередь подвергаются сменившие или собирающиеся сменить пол мужчины.
Из-за прочно укоренившегося в поп-культуре стереотипа считается, что вольготнее всего живётся трансгендерным людям в юго-восточной Азии и в Таиланде в частности. И с одной стороны это действительно так. Операции по смене пола там являются штукой вполне обыденной, для транссексуалов даже устраиваются помпезные и весьма популярные конкурсы красоты. Да и с обществом особых конфликтов не возникает. Но это только с одной стороны, другая, как это водится, далека от чего-то лицеприятного. Тот же Бангкок – одно из самых злачных мест мира, где немалая часть трансгендерных людей занимается проституцией. Она же является там едва ли не единственным способом заработать на операцию. И даже больше – в юго-восточной Азии сама трансгендерность становится способом зарабатывания на жизнь проституцией. И не только там – такая же ситуация складывается сегодня и в других развивающихся странах, преимущественно в латинской Америке.
В это сложно поверить, но это факт – в исламском Иране, где за гомосексуальность и лесбиянство закон предусматривает смертную казнь, транссексуалам проводятся операции по смене пола. Причём государство оплачивает до половины расходов на них. Это вызвано тем, что Коран не даёт никакой моральной оценки трасгендерным людям. Но страна аятолл – это скорее исключение из правил арабского мира. Ведь они характеризуются не только преобладанием ислама, но и крайне консервативными взглядами. Взглядами, отрицающими всё новое, а трансгендерные операции и стиль жизни – это, как ни крути, нечто довольно новое, выходящее за грани привычных устоев. Уголовное преследование на религиозной почве транссексуалам не угрожает, а вот зачастую агрессивная реакция в обществе – очень даже.
Схожая ситуация и на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что православная церковь, преобладающая в регионе, полагает трансгендерность грехом, людям, родившимся не в своём теле, официально разрешены операции по смене пола. Но в обществе, опять же, преобладает непонимание окружающих, зачастую переходящее из тихой ксенофобии в агрессивные нападки. За последние пять лет в России было совершено несколько убийств на почве трансфобии, а в День памяти трансгендеров в Москве, Минске и Киеве зачастую совершаются хулиганские нападения на заведения, облюбованные транссексуалами.
Центральная и южная Африка – это место, где ситуация с трансгендером просто пущена на самотёк. Причём явно не в лучшем из возможных его проявлений. Транссексуалы живут в странах Чёрного континента вне внимания правительств, но под прессингом консервативно и агрессивно настроенных сограждан. Внимания же средств массовой информации явно недостаточно для того, чтобы пролить на их жизни чуть больше света.
Неудивительно, но лучше всего трансгендерным людям живётся в развитых странах – Западная Европа, Соединённые Штаты, Австралия. Но и тут есть своя специфика, и отнюдь не самая приятная. Например, не стоит забывать, что День памяти трансгендеров зародился именно в США, в Штатах же и происходит больше всего убийств на почве трансфобии. И хотя в большей части стран запада транссексуальность исключена из списка заболеваний, против общественного мнения играет история – укоренившийся через травести образ трансгендерности как чего-то эпатажного, существующего только в контексте какого-либо шоу аукается эффектом отторжения от общества, маргинализации людей с нарушенной половой самоидентификацией. Т.е. чем-то противоположным, заданным в движении целям. Это-то и собирает трансгендеров вместе, выталкивая их на сцену. Но пока что это замкнутый круг.