Три места, где можно увидеть несравненные шедевры Жан-Поля Риопеля
Сегодня исполнилось 90 лет со дня рождения знаменитого канадского авангардного художника и скульптора Жан-Поля Риопеля. По этому случаю мы решили рассказать о лучших его работах и о локациях, где их можно увидеть собственными глазами.
Центр Помпиду, Париж, Франция
Chevreuse – это, так сказать, весь Риопель в одной картине. Работа представляет собой образец филигранного стиля одного из главных мастеров абстрактного экспрессионизма в мире современного искусства. Будучи написанной в 1954 году, она одним своим видом являет уникальный стиль художника – краска, разбрызганная по холсту, превращается в причудливую россыпь ярких геометрических фигур при помощи шпателя. Картина-мозаика, чьи составные части различаются не только по форме и цвету, но и по фактуре, одновременно являющаяся одним из характерных примеров набирающего силу в те годы автоматизма.
Возможно, главная картина именитого канадского художника находится не на его родине и даже не в частной коллекции, являясь одной из гордостей знаменитого Центра имени президента Франции Жоржа Помпиду. И в этом нет ничего удивительного, если учесть, что свой своеобразный и неповторимый стиль Риопель приобрел именно в Париже. Сам же Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду является третьей по посещаемости культурной достопримечательностью во Франции не только из-за привлекательной модерновой архитектуры – находящийся в его залах Музей современного искусства обладает блестящей коллекцией оного. Впрочем, работу-близнеца, названную Chevreuse II можно увидеть и на родине художника, а именно в Художественной галерее Онтарио.
Монреальский музей изящных искусств, Канада
Много лет проработав на французской земле, Риопель вернулся за вдохновением и поиском нового художественного языка на родину, обосновавшись в Квебеке в 1972 году. Поиски новых форм и идей привели к написанию нордической и мрачной серии работ под названием «Айсберги», в которой особая, центральная роль отводится картине Midnight Sun («Полуночное Солнце»). Известная ещё под именем «Квартет в белом» и навеянная природным чудом северных широт, она является своеобразной визитной карточкой Музея изящных искусств в Монреале.
Крупнейший художественный музей самой французской провинции Канады мало чем уступает лучшим галереям мира, обладая обширной экспозицией работ на любой вкус, начиная от Эль-Греко, Тициана и Питера Брейгеля, и заканчивая произведениями современных канадских художников. Он, бесспорно, заслуживает посещения.
Тот же музей в Монреале обладает и другим несравненным шедевром Жан-Поля Риопеля, характеризующим ещё один поворот в его художественной карьере. Ice Canoe («Ледяное каноэ») – это яркая и броская картина, исполненная вполне в стиле художника, за исключением того, что холстом в данном случае послужила деревянная лодка. Изменилась в работе 1992 года и манера исполнения – свои классические формы и сочетания цветов Риопель наносил не при помощи шпателя, а взяв на вооружение «кисти» граффитистов – баллончики с краской.
Площадь Жан-Поля Риопеля, Монреаль, Канада
Один из первых экспериментов канадского художника со средствами выражения в 1969 году превратился в едва ли не самый необычный фонтан мира. Выделяясь нетривиальной скульптурной композицией авторства мастера, с семи и до одиннадцати вечера фонтан «Борьба» превращается в искусную инсталляцию, умело вплетённую в городскую среду. В течение получасового цикла окружающую фонтан площадь затягивает густым туманом, а на поверхности воды возгорается огненное кольцо, даря горожанам и туристам завораживающее зрелище удивительной красоты.
Первоначально располагавшийся в монреальском Олимпийском парке фонтан в 2003 году под недовольные возгласы жителей «спортивного» района перевезли на площадь имени Жан-Поля Риопеля в отреставрированный район International District, где он и находится по сей день.