5 выдающихся шедевров Марка Ротко в пяти музеях
Сегодня исполнилось 110 лет со дня рождения знаменитого американского художника литовского происхождения Марка Ротко. В честь этой даты мы решили рассказать о пяти его знаменитых шедеврах абстрактного экспрессионизма и о музеях, где их можно увидеть.
«В башне», Часовня Ротко, Хьюстон, США
Когда посетители заходят в так называемую Часовню Ротко и видят одну из прославленных его работ, они обычно задаются вопросом: «а где, собственно, картины-то?» Серия девственно чёрных полотен, собранных в импровизированную инсталляцию «В башне», действительно не сразу бросаются в глаза – три стены главного зала галереи занимает триптих, а на остальных пяти – по одному полотну. Все картины совершенно чёрные, что по замыслу автора вроде как должно имитировать состояние человека, запертого в башне и смотрящего ввысь.
Сама Часовня Ротко, понятное дело, к культовым сооружениям никакого отношения не имеет. Это центр международного художественного, религиозного и философского диалога, выставочный и конференц-зал, арена для всего, что относится к культуре как таковой. Построенная уже после смерти Ротко, она видела немало именитых персон (например, Нельсона Манделу), а на постоянной основе хвастается работами Марка и скульптурой «Разбитый обелиск» Барнетта Ньюмана.
«№61», Музей современного искусства, Лос-Анджелес, США
Наряду с картиной «Белый центр», до сих пор держащей рекорд по сумме, вырученной на аукционе (почти 73 миллиона долларов), эта работа, известная ещё и под названием «Ржавый и синий», является одним из самых известных и характерных работ позднего периода. Написанная аккуратно перед тем, как на Ротко свалился успех вместе с международным призванием, она, в отличие от «Белого центра», доступна для осмотра всем желающим.
Увидеть картину можно на выставочных площадях Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, который является одним из лучших и популярных галерей Соединённых Штатов. Экспозиция этого комплекса искусств, привлекающая сотни тысяч туристов ежегодно, бесспорно стоит того, чтобы оказаться в их числе – кроме Ротко здесь можно увидеть таких мастеров американского и европейского современного искусства, как, например, Сэм Фрэнсис, Сьюзен Ротенберг и Джулиан Шнабель.
«Чёрное на тёмно-бордовом», Tate Modern, Лондон, Англия
Начало конца Марко Ротко. «Чёрное на тёмно-бордовом» стало одной из первых его работ, покосившихся в сочетания исключительно мрачных цветов, отражающих нарастание затяжной депрессии автора. Сам художник в качестве источника вдохновения для этой картины, которая первоначально писалась для нью-йоркского ресторана «Четыре сезона», называл Микеланджело. Контекста, а, следовательно, и зрительского интереса ей всего год назад добавил польский эмигрант и художник Ежи Уманец, написавший на полотне краской свое имя и число «12». «Я не вандал. Искусство позволяет нам взять то, что уже кто-то сделал, и создать новое прочтение этого», - оправдывался он перед судом после задержания, но служитель Фемиды такого искусства не оценил, «влепив» поляку 2 года тюрьмы.
В настоящее время работа, приписанная к британскому музею Tate Modern, находится на реставрации, которая уберёт с полотна «прочтение» Уманеца и продлится еще примерно полгода. Поэтому желающим увидеть «Чёрное на тёмно-бордовом» придется потерпеть и довольствоваться остальной коллекцией лондонской галереи, которая может похвастаться произведениями Клода Моне, Аниша Капура, Барнетта Ньюмана, Анри Матисса и других авторов, привлекающих в Tate Modern почти 5 миллионов туристов в год.
«Четыре темные отметины на красном», Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США
Ещё одна тьма в конце туннеля жизненного пути Ротко. «Четыре темные отметины на красном», созданные в том же году, в котором художник закончил «Чёрное на тёмно-бордовом», отмечают собой другое направление в его живописи – столь же мрачное, но несколько более яркое. Критики находят здесь влияние Джексона Поллока.
Не преуменьшая значение Ротко, посетить нью-йоркский Музей американского искусства Уитни стоит далеко не только ради его одного. Уникальное здание авторства Марселя Бройера и Гамильтона Смита (его музей, кстати, покинет в 2015 году, отдав площадь не менее знаменитому Метрополитен-музею, переместившись по новому адресу), разместило на своей территории в буквальном смысле всю историю американского искусства, от Джексона Поллока и Луизы Невельсон до Томаса Бентона и Энди Уорхола.
«Без названия», Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
Это конец. Минималистический рисунок, ставший последним в карьере и жизни художника, сам Ротко охарактеризовал кратко: «Это о смерти». Примерно через месяц после окончания работы над картиной Марк вскрыл себе вены, а спокойное, даже умиротворённое полотно так и осталось без названия.
После смерти художника безымянная картина досталась Национальной галереи искусства, что украшает собой американскую столицу. Располагаясь на Национальной аллее, она предлагает всем желающим осмотреть свою внушительную экспозицию и прогуляться по саду скульптур совершенно бесплатно. Именно так, не заплатив ни цента, более четырёх миллионов посетителей галереи ежегодно становятся ближе к искусству, созерцая не только работы Ротко, но и единственное произведение Леонардо да Винчи на континенте и, скажем, уникальную комнату-инсталляцию Александра Колдера.