Лоу-косты: руководство пользователя
— А не съездить ли нам на чемпионат Европы? — погожим летним днем предложил мне муж. — Португалия, Испания, Чехия?..
— Добавь еще Италию, и я согласна.
— Как тебе будет угодно. Самолет тебя устроит?
— Вполне.
«Дорого!» — скажете вы. «Лоу-косты вам в помощь!» — отвечу я.
Чтобы не быть голословной, отмечу, что на Евро-2012 мы действительно полетели. Посетив Прагу, Мадрид, Валенсию, Порту и Милан, на покупку 12 билетов на самолет потратили 250 евро, то есть в среднем по 20 евро за билет.
«Дешево!» — воскликните вы. «А что я вам говорила?!» — отвечу я.
Лоу-костами (от английского «low cost»), или «бюджетниками» (в этом случае этимология также прозрачна), называют авиаперевозчиков, исповедующих в своей работе принципы низких цен. «Бюджетники» летают как в Европе, так и в Азии, и на этот факт следует обратить самое пристальное внимание любителям экзотического отдыха в этом регионе, коих в последние нескольок лет появилось великое множество.
Пионером в области дешевых перелетов по праву является британская компания Ryanair, созданная около 15 лет назад джентельменом с миллиардным состоянием, который в пику распоясавшимся авиаперевозчикам того времени (вроде British Airlines) вознамерился доказать, что летать можно дешево и не особенно жертвуя комфортом. Первые несколько лет компания работала себе в убыток, быстрыми темпами поглощая состояние предприимчивого джентельмена. «Дорогие» конкуренты злорадно посмеивались в пышные усы, ожидая его разорения. Джентельмен, однако, был настойчив и все снижал и снижал стоимость билетов и в конце концов вывел свое предприятие сначала на «ноль» (то есть не получая ни доходов, ни убытков), а затем и в плюс, чтобы сегодня, в разгар бушующего в Европе кризиса, ожидать 480 миллионов евро чистой выручки. Уточнение: цены на авиатопливо выросли за это время на 18 %, из-за чего другие компании находятся на грани разорения,а «бюджетникам» же все ни по чем.
«Нам кузнец не нужен», или почему так дешево?
Бюджетные авиаперевозчики придерживаются принципа «нет человека — нет проблемы» в его экономически выгодном варианте, который звучит как «нет человека — нет зарплаты». Другими словами, расходы на персонал сведены к минимуму (что так нетипично для нашей, СНГ-шной действительности), а вся предполетная ответственность переложена на плечи самих пассажиров.
- Во-первых, билет вы ищете и заказываете самостоятельно. Никаких бесплатных улыбающихся консультантов и «девушка, а вы не подскажете, как мне лучше доехать?».
- Во-вторых, бронирование и оплата билета производится только онлайн. У «бюджетников» не существует физических центров продаж, что сразу исключает затраты на аренду и содержание помещения, персонал, а также избавляет потенциальных покупателей от всех возможных очередей (кликнуть на кнопку «купить» вы можете в любое удобное для вас время и в любом удобном для вас месте).
- В-третьих, билетов в традиционном понимании также не существует. После оплаты и онлайн-подтверждения (подробнее об этом мы расскажем чуть позже) перелета они генерируются автоматически, и вы можете или распечатать их в онлайн-режиме, или переслать на свою электронную почту. Да-да, один или два распечатанных листика и будут вашим пропуском на самолет! Авиакомпании не нужно больше заключать договоров с типографиями, заказывать дорогостоящую плотную бумагу, наносить защитные водяные знаки и печатать цветастые буклеты, а все это — огромная экономия средств и ресурсов.
- В-четвертых, количество необходимого персонала опять же минимально: паспортный контроль, контроль багажа и ручной клади, а также сверку пассажиров перед посадкой на рейсе из, скажем, двухсот человек проводят всего два сотрудника авиакомпании. Их может быть больше лишь в ситуации повышенной напряженности — в связи, например, с опозданием предыдущего самолета, когда посадку на следующий необходимо провести в ускоренном режиме и в более сжатые сроки.
- Пятый пункт логически вытекает из предыдущего: бюджетные авиаперевозчики не допускают простоя своих самолетов. Когда в ожидании своего рейса вы проходите паспортный контроль, ваше воздушное судно еще только приземляется, провозя очередных пассажиров. Когда вы регистрируете свой багаж, «железную птицу» с одного борта разгружают, а с другого — заправляют. Итого, время, проведенное самолетом на земле, — величина просто мизерная.
Не все спокойно в Датском королевстве...
Нельзя, однако, сказать, что кризис никак не отразился на ценообразовании лоу-костов. Даже они были вынуждены поднимать цены на свои услуги. Ryanair, например, на 17 % увеличил стоимость перелетов. «Ого!» — покажется на первый взгляд, но стоит сравнить эти цены с ценами «стандартных» авиакомпаний, и негодующее восклицание утихнет само собой.
Приведу реальный пример
Билет из Минска в Милан и обратно, купленный у обычного перевозчика [Белавиа], стоил (прошу заметить, в пору больших скидок) 250 евро. Я же, доехав поездом до Вильнюса за восемь евро (16 в обе стороны), потратила на перелет в Милан 14, а обратно в Вильнюс — 20 евро. Итого — 50. Сможете придумать, что сделать с оставшимися двумястами? Вопрос, конечно, риторический.
Тем не менее, цены лоу-косты все же подняли — за счет введения статьи «дополнительные расходы». Каждая компания трактует это по-своему — как оплату за онлайн-бронирование или за пользование определенным типом банковской карты.
Заострить внимание стоит, однако, на двух других моментах: сколько компания берет за бронь билетов и какое их количество эта бронь предусматривает? Ryanair и Wizzair добавляют шесть евро к КАЖДОМУ заказанному вами БИЛЕТУ, EasyJetже на 12 евро увеличивает единовременный ЗАКАЗ. То есть в первом случае вы платите за, допустим, десять билетов их стоимость плюс 60 евро за бронь (по шесть евро за каждый), а во втором — стоимость всех билетов плюс 12 евро (за один заказ). Отсюда вывод: заблаговременное планирование и покупка билетов одним лотом имеют прямую экономическую выгоду.
«Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем...»
Конкурентная борьба за небо и пассажиров все еще продолжается, и с недавнего времени Wizzair предлагает своим клиентам стать членами так называемого Wizz Xclusive Club. Суть членства в том, что, сделав разовый годовой взнос в размере 30 евро, вы больше не платите добавочные шесть евро за каждый билет (естественно, в течение одного года, потом членство необходимо продлить). Даже при не очень высокой «летной» активности затраты на вступление в клуб окупятся быстро, достаточно всего пяти перелетов.
Личный рекорд автора
Благодаря всему перечисленному выше пару лет назад мне удалось купить билет из Риги в Стокгольм всего за пять (!) евро. По сути, за перелет я заплатила как з а чашку кофе с круассаном в недорогом баре.
А вы готовы пожертвовать одним утренним кофе ради Стокгольма?