Велотуризм
Когда в далеком 1986 Александр Барыкин собирался долго гнать велосипед по глухим лугам, понятие велотуризма уже существовало во всем мире и активно развивалось в Советском Союзе. Правда, в отличие от лирического исполнителя, суровые туристы ездили не за цветами, а за яркими впечатлениями, новыми ощущениями и, конечно, здоровьем.
История велопоходов стартует сразу за изобретением удивительной колесной техники и относится к XIX веку. Несмотря на относительно небольшой возраст, популярность велотуризма крайне велика: среди путешественников, предпочитающих активно-спортивный вид отдыха, мало осталось тех, кто не поучаствовал бы в однодневных маршрутах или походах выходного дня.
Преимущества подобного туризма очевидны: велосипед не нуждается в топливе, может проехать по любой дороге (в крайнем случае его можно перенести в руках), позволяет передвигаться намного быстрее, чем пешком с тяжелым рюкзаком за плечами. Кроме того, ездить на велосипеде мы все умеем с детства, а значит никаких особых навыков не потребуется.
Категории сложности и временные рамки
Все велосипедные походы в первую очередь разделяются по временному критерию. Они бывают:
- однодневные, когда выезд совершается рано утром, обед проводится на природе, а вечером вы уже дома, разминаете уставшие мышцы и выкладываете свежие фото в социальные сети;
- выходного дня, когда с собой берется палатка, и ночлег организуется в пиковой точке маршрута;
- длительные, продолжительностью до 20 дней, — конечно, эта разновидность подходит спортсменам, путешествующим по своей или чужой стране, поскольку без хорошей физической подготовки перенести подобные нагрузки невозможно.
Классификация по уровню сложности существует только для спортсменов и бывает шести категорий: по возрастанию от первой до шестой. При определении уровня учитываются и длительность, и километраж, и наличие непроходимых участков (обносов) и водных переправ, а также множество других параметров, о которых начинающему путешественнику задумываться просто не стоит.
Необходимое снаряжение: покупка или прокат
Отправляясь в свой первый велопоход, помните, что снаряжение и самого стального коня, конечно, можно взять в аренду, а если вы не уверены, что это увлечение останется с вами на всю жизнь, поступить так даже предпочтительнее. Но в дальнейшем стоит купить собственные велосипед, рюкзак и каску ─ это минимум, без которого обойтись невозможно.
Итак, выбирая велосипед, учитывайте, как часто и как долго вы планируете его использовать. Нет необходимости тратиться на отличную походную модель, если 364 дня в году ей предстоит проводить на балконе или в гараже. Возьмите самый простой туристический велосипед, который впоследствии можно будет использовать и для езды по городу. Кроме того, вам необходимо оснастить свой велосипе белым (спереди) и красным (сзади) фонарями, а если поход предполагает общественный транспорт, то взять с собой и велочехол.
И еще: у кого-то в группе должен обязательно быть велоремнабор (даже если вы отправляетесь в однодневный простой маршрут), в который стоит включить запасную камеру, несколько спиц, набор ключей, насос и тормозные колодки.
Что касается рюкзака, определитесь, будет ли вам удобнее возить его за плечами или повесить на багажник. Велорюкзаки, именуемые в туристической среде «штанами», позволяют перевозить весь необходимый груз, не напрягая при этом спину, и не влияют на маневренность велосипеда.
И, наконец, каска: она необходима. Просто примите это как данность, выберите и купите. Да, в России не принято уделять внимание собственной безопасности, но рано или поздно любой велотурист сталкивается с тем, что без каски никуда. Не буду приводить ужасных примеров, скажу лишь, что при путешествии по лесной тропинке ветви деревьев доставляют массу неудобств, а каска и очки способны избавить вас от них.
Остальное снаряжение и одежда подбираются по сезону как для стандартного пешего похода.
Зимний велотуризм
Такой вид туризма, пожалуй, один из самых пугающих. Мысль о путешествии по зимнику, ночевке в заснеженном лесу способна ужаснуть даже туриста с богатым опытом. Но не стоит волноваться, и для начала вы можете выбрать цивилизованную версию зимнего маршрута: путешествовать от города к городу, преодолевая по 50 километров в день, а на ночлег останавливаться в гостиницах.
Если подобный способ вас не заинтересовал, выбирайте классику. При прокладывании маршрута помните, что большинство деревенских дорог в это время не чистятся и пробраться по ним нереально, а на федеральных трассах все покрыто грязью и реагентами. Идеальным вариантом станут дороги между райцентрами: они расчищены, но оживленного движения здесь нет.
Останавливаясь на ночлег, в первую очередь очистите велосипед от грязи и снега, а затем устанавливайте лагерь. Постарайтесь выбрать место для палатки в лесу, там вас не будет тревожить ветер. Запаситесь толстой «пенкой» (более 12 миллиметров) и зимним спальником. Кроме того, не помешают шерстяные носки и мягкая флисовая шапка, в которой вы будете спать.
Горный велотуризм
Это испытание на выносливость абсолютно не подходит новичкам. Дело в том, что физические нагрузки на высоте в полторы-две тысячи метров возрастают в разы по сравнению с привычными. А здесь потребуется не просто крутить педали и любоваться окрестностями, но и внимательно выбирать маршрут, ведь малейшая ошибка может повлечь за собой трагические последствия.
Организаторы горных велопоходов, как правило, требуют у потенциальных участников справку от врача о том, что им не противопоказаны нагрузки на высоте, медицинскую страховку, а также маршрутную книжку с прошлым опытом, либо (в случае ее отсутствия) домонстрации навыков и умений до начала маршрута.
Самыми популярными горными направлениями в России являются Кавказ, Крым и Хибины. В этих частях страны можно совмещать все виды велотуризма, но, повторюсь, подходят они лишь для опытных путешественников.
Если подобные перспективы не отпугивают вас, попробуйте для начала взять напрокат велосипед или достать с балкона собственного старого двухколесного друга, собрать друзей и отправиться на выходных не в бар, а на природу. Невероятные ощущения и позитив гарантируем!